Работа в Воронеже Жилье в Воронеже
16+
Поиск по сайту
Образование и спорт
Правовая грамотность

Как студенты ВГУ изучают единственный в Воронеже египетский саркофаг

Новости
Образование и спорт
9 февраля 2024
количество просмотров 25
новостное фото

В стенах ВГУ провели научную дискуссию об исследовании саркофага. Студенты и преподаватели обсудили, какие методы они используют при изучении египетского артефакта, находящегося в Воронежском музее им. И.Н.Крамского. Мероприятие было приурочено ко Дню российской науки.

С приветственной речью выступила Анжелика Макарова, хранитель музея в ВГУ. Она рассказала о том, как наука ворвалась в наш город вместе с образованием:

— 1918 год. Только-только завершилась революция, идёт гражданская война. Есть нечего, пить нечего. Вокруг разруха, смута. Наши воронежские девушки и юноши не знают как жить дальше.  Постоянное волнение, потому что после революции кто-то уехал, кого-то расстреляли, кто-то на фронт собирается. Грабёж каждый день, не понятно что.  И тут случилось чудо. В Воронеж приезжает университет, 39 профессоров с мировым именем из всех областей наук, 45 преподавателей и 800 студентов. Наши ребята понимают, что есть будущее. В этих красных и белых перестрелках они вдруг понимают, что могут стать, например, врачом, со специальностью на руках, возможностью работать и зарабатывать.

Анжелика Макарова также рассказала, как появились и музей им. Крамского, и египетский саркофаг. Дело в том, что вместе с университетом профессора, преподаватели и старшие курсы студентов привезли с собой и Музей древности и изящных искусств из Эстонии. В том числе — всю египетскую коллекция, которую собирал российский учёный Отто Фридрих фон Рихтер. На их базе был создан музей им. Крамского.

Затем слово было предоставлено участникам дискуссии — студентам. Каждый представил своё направление в науке, которое могло бы или уже помогает в изучении саркофага.

Даниил Гардер, студент 1 курса физического факультета ВГУ, поделился, что в исследовании египетского артефакта учёные могут прибегнуть к физике.

«Один из методов — это рентгеновская флюоресценция, — отмечает Даниил, — Возможно, это звучит тяжело, но всё построено на довольно простых факторах: рентгеновские лучи светят на атомы материалов, и эти атомы испускают излучение, которое мы уже считываем. Считав данные излучения, учёные могут сопоставить его с образцами других излучений и узнать какие входят в состав материала данного саркофага».

Следующим на дискуссии выступил Егор Каменев, председатель СНО «Союз» и студент факультет романо-германской филологии ВГУ. Он рассказал, как лингвисты научились расшифровывать иероглифы на саркофаге:

— В конце 19 века, во время попыток Наполеона завоевать Египет, был найден Розеттский камень с письменами, которые никак не могли расшифровать учёные того времени. Тогда француз Жан-Франсуа Шампольон решил сопоставить древнегреческие и египетские иероглифы – так он заметил связь. Раньше все думали, что один символ означал один предмет, образ или понятие. Шампольон же предположил, что это толкование может быть неверным. Он начал отталкиваться от этой идеи и пришёл к тому, что иероглифы делятся на четыре группы: одни означают букву, другие — слог, третьи — слова, а четвёртые — определения.

Студентка ВГУ и руководитель медиа вуза Полина Васильева объяснила, как химия помогает в изучении египетской находки.

«С помощью изучения химического состава красок и их истории можно определить из каких материалов египтяне их изготавливали, какого вида пигменты использовались и, конечно, возраст артефактов. Состав почв и веществ говорит о местах обитания древних поселений, их питании и о возрасте человеческих останков», — рассказала Полина о возможностях химической науки.

Студентки юридического факультета ВГУ Эмилия Гельбанд и Мария Трофимова отметили, что в изучении саркофага способна помогать и юриспруденция, а именно — криминалистика.

«Криминалистика изначально появилась как сквозная наука, целью которой было раскрытие преступлений. Однако те приёмы и методы, которые криминалистика использует в познании объекта, могут выходить и за пределы процессуальной теории, и применяться в том числе в истории, культурологии и генетике», — пояснили студентки.

Мероприятие завершилось вручением подарков участникам дискуссии от его организаторов — Общества «Знание».

Анастасия Золотарёва
Фото автора

Есть чем поделиться? Пишите!

    Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с условиями Политики конфиденциальности