Работа в Воронеже Жилье в Воронеже
16+
Поиск по сайту
Образование и спорт
Правовая грамотность

В Воронежском театре им. В.А. Вольховского рассказали как меняются кукольные спектакли

Афиша
Культура
Новости
Общество
Театр
22 мая 2025
количество просмотров 80
новостное фото

В минувшую среду, 21 мая, в Воронежском театре кукол им. В.А. Вольховского провели лекцию «Куда уходит ширма. Пространство и время в театре кукол». Узнать о том, что скрывается за кулисами кукольных постановок и, как развивается театр пришли поклонники драматического искусства, критики, студенты, а также журналисты и блогеры. Секретами сценографической концепции кукольных спектаклей делилась театровед, искусствовед и режиссёр кукольного театра Анна Иванова-Брашинская.

— Если есть ширма, значит она во всех отношениях что-то скрывает, — начала лекцию Анна, — Это одна из страниц истории театра, важный элемент в стенографии. Нам интересно понять, почему сегодня её как таковой нет. Почему раньше ширма обогащала спектакль, а сегодня — кажется неуместной.

По ходу лекции спикер объяснила, что единственная задача ширмы в театральном искусстве — это скрывать. В кукольном театре ширма всегда скрывала кукловода. Так было до конца 19 — начала 20 века. А затем миропонимание людей стало меняться, и вместе с ним — изменялась традиционная концепция постановок.

Раньше люди верили в сверхчеловека, богов и судьбу. Именно этой ролью наделялся и кукловод, скрываемый за ширмой — ведь кукла не знала, что она кукла. Изучение мира при помощи науки, новые открытия, философские догмы и нормы пошатнули привычный мир, поменяли мировоззрение зрителей — и так человек и кукла оказались в новой системе координат. Той, что способна была отвечать на злободневные вопросы, отражать полученные знания и современные смыслы. В поиске, как доносить это до людей, с 20 века кукла стала приобретать новые роли, развиваться и расти.

— Когда человек перестал смотреть на себя, как на игрушку в руках бога, роль куклы изменилась — кукольнику стало важно говорить с куклой о сакральных вещах. Сейчас европейский кукольный театр придерживается этой тенденции, — объяснила Анна Иванова-Брашинская.

Спикер продемонстрировала это на примерах фрагментов кукольных спектаклей. Воронежцам показали, как выглядит открытый приём, когда актёры, стоящие перед зрителями, как бы договариваются с ними, что их здесь нет, есть только эта кукла. Антиподом этого стало современное использование живого плана, когда человеку, взаимодействующему с куклой, даётся объяснение, почему он находится рядом с ней и управляет ей. В таком случае кукла может вырастать до человека, становится его отражением.

Современный кукольный театр не остановился на этой концепции, а пошёл дальше. Человек для куклы — это целый мир, который она стремится постичь, стать им. А потому она часто становится частью тела человека, а в самых специфичных проявлениях — пытается забраться ему «под кожу».

В новом театре куклу могут не только увеличивать, но и уменьшать. Благодаря такому приёму, когда кукла оказывается на ладони актёра, получается объяснять, наоборот, наиболее глобальные и животрепещущие проблемы.

— В современном кукольном театре ширма никуда не ушла, она катастрофическим образом видоизменилась, — подытожила Анна Иванова-Брашинская.

Добавим, что в Воронежском театре кукол им. В.А. Вольховского продолжают проводить лекции и обсуждения для всех желающих. Уже сегодня, 22 мая, в 19:00 Анна Иванова-Брашинская проведёт лекцию «Доказательство аксиомы. Новый театр кукол и новый цирк».

Есть чем поделиться? Пишите!

    Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с условиями Политики конфиденциальности