Поиск по сайту
Образование и спорт
Правовая грамотность

От Воронежа до Вифлеема: как развивалось воронежское колокольное литье

Бизнес
Культура
Наши люди
Общество
14 июля 2024
количество просмотров 15
новостное фото

Мастерская имени Бориса Андреевича Подорожного – одна из самых знаменитых кололитейных мастерских России, расположенная в Воронеже. Её продукция известна не только на постсоветском пространстве, но и в дальнем зарубежье. Андрей Борисович Подорожный рассказал о тонкостях литья, заморских заказчиках и целебном колокольном звоне.

– В каком году была основана мастерская?

– Мой отец, Борис Андреевич Подорожный, основал мастерскую в 1989 году. Время тогда было тяжелое: не было ни качественных металлов, ни как таковой технологии производства колоколов. Приходилось делать все «на коленках» и искать старые книги XIX века о литье. Первые колокола были ужасного качества: без орнамента, черные, необработанные, кривые. Только со временем, уже после 1995 года, появилось понимание, как нужно их отливать. 

– В советское время колокола не производили?

– Нет, в СССР колокольного производства не было. Идея отливать колокола самим, в Воронеже, появилась после того, как Горбачев разрешил восстанавливать и строить храмы. Мой отец был не первым, кому она пришла в голову. Карьеру он начал на заводе Анисимова, где продавал колокола, но спустя несколько лет решил основать собственное производство.

– Андрей Борисович, как вы стали работать в этой отрасли?

– С самого детства я был рядом с отцом. Я видел его поездки по стране и зарубежью, восстановление храмов. Так что у меня не возникал вопрос, кем работать дальше. С 15 лет я фактически начал заниматься рекламой наших колоколов. Тогда не было ни интернета, ни компьютеров – я сидел с печатной машинкой и делал буклеты для почтовой рассылки. Отправлял по 8000 конвертов в год, и этой рекламы нам хватало на несколько лет. 

– Вы считаете себя продолжателями древней традиции колокольного литья?

– Я – нет, но многие бы со мной не согласились. Я занимаюсь колоколами с детства и уже привык, но есть люди, которые нас благодарят, говорят, что мы занимаемся великим делом. Однако меня вдохновляет, что наше ремесло ценят современные россияне, причем вне зависимости от социального статуса человека: нам может быть благодарна как бабушка или дедушка, так и крупный чиновник.

– Где можно выучиться на кололитейщика?

– Выучиться – нигде. У нас этому не учат. Те мелкие кололитейные предприятия, которые появляются сейчас, как правило, либо копируют технологию, либо состоят из выходцев из старых мастерских.

– Как вы находите мастеров?

– У нас старая команда. Мы работаем вместе уже много лет, и почти все пенсионеры. Минимальный возраст мастеров у нас – 45 лет.

– Есть ли молодое поколение специалистов, готовое прийти на смену?

– Нет, сейчас, к сожалению, никто из молодых людей не стремится идти в нарядку, формовку колоколов. И в данный момент именно люди – самая большая проблема. У нас нехватка и формовщиков, и литейщиков, и гравёров. Модели сувенирных колоколов у нас делает гравёр, которому 65 лет.  Он живет в другом городе. В Воронеже мы не смогли найти и обучить специалиста такого уровня.

– Сколько мастеров сейчас работает в мастерской?

– Общее количество наших работников – 16 человек. Очень многие из них работают на дому. Например, гравёр работает только на дому и только ночами, а днем спит. Это его особенность. Художники вообще люди своеобразные. Они не привязаны к рабочему месту, поэтому работают только дома. В цеху работают по литью больших церковных колоколов 10 человек, по производству сувенирных – 6 человек. 

– Государство или РПЦ оказывает вам поддержку?

– Как таковой помощи от них нет, но мы, если честно, и не обращались за ней. Сейчас нам собирается помочь холдинг «Олимп здоровья». Они постоянно делают нам предложения о бесплатном участии в форумах. Но в плане финансовой поддержки – нет, нам никто не помогает. Мы привыкли работать своими силами. 

– Много ли у вас заказчиков?

– У нас заказчиков предостаточно, и они разные. Есть те, кто заказывает подарочные колокола, есть корпоративные клиенты, желающие индивидуальную модель. Мы работаем и с Газпромом, и с Нововоронежской АЭС, и с администрацией Воронежа. 

– Каким был самый необычный заказ за все время работы мастерской?

– Самым необычным и значимым для меня заказом была поставка церковных колоколов в Храм Рождества Христова в Вифлеем в 2019 году. Тогда я понял, для чего работаю. А самым интересным заказом подарочных колоколов была поставка изделий по индивидуальной модели в Ватикан.

– В каких странах можно услышать звон ваших колоколов?

– Мы постоянно отправляем церковные колокола в бывшие советские республики: Беларусь, Грузию, Армению, Казахстан. Есть у нас заказчики и из русской диаспоры в дальнем зарубежье: Израиле, Испании, США, Канаде, Германии. 

– В чем секрет производства ваших колоколов?

— В производстве мы используем чистейшую колокольную бронзу. В основе ее создания лежит классическая технология: 18% олова и 82% меди. Для каждого колокола у нас есть уже готовые гипсовые модели. На теле колокола художник создает орнамент, буквы и иконы из воска. Все это он наряжает в гипсовую модель, после чего каждый колокол формуется, поджигается, воск вытекает, а у нас на формовочной смеси отображается зеркальная часть того, что мы заформовали. Весь процесс изготовления колокола от начала художественной нарядки до заливки металла занимает 5-6 дней. 

– Как вы получаете разный звук у колоколов? 

– Изначально угадать звук колокола невозможно. В Европе колокола готовят под определенный тон, подтачивают изнутри. В русских православных традициях не принято подтачивать колокола. Поэтому каждый колокол индивидуален. 

– Как вы думаете, колокольный звон действительно положительно воздействует на человека?

– Я думаю, да. Очень много наших клиентов и заказчиков лечатся колокольным звоном. Они постоянно мне говорят: «Колокольный звон меня очищает, одухотворяет, я себя хорошо чувствую». Таких людей я встречал очень и очень много. Как-то у нас был случай: один из колоколов сфотографировали на старую пленку в момент звона. И мы увидели «волны» красного цвета, которые идут от языка вниз в виде радуги.

– Какие планы у мастерской?

– Только развиваться и развиваться. Сейчас мы строим новый цех под Воронежем для заливки больших церковных колоколов. Мы также делаем новые модели на 3-5 кг с видами Воронежа, а еще начали отливать иконы из колокольной бронзы. 

фото новости
фото новости
фото новости
фото новости
фото новости
фото новости

Есть чем поделиться? Пишите!

    Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с условиями Политики конфиденциальности